воскресенье, 17 ноября 2013 г.

MacBook Pro 13 late 2011. Танцы и пляски.

Началось всё с того, что в руки мне попал изрядно потрепанный ноутбук с диагнозом - не загружается, только белый экран на старте и всё. Так же было упомянуто о том, что до этого глюка комп заливали пивом и чаем, и он перезагружался при просмотре видео. Многообещающее начало!

Первичный осмотр показал, что на алюминиевом корпусе есть две вмятины по углам, что уже насторожило. Вытащил жесткий диск, подключил к рабочему Маку, и сомнения мои подтвердились - жесткий диск был поврежден, стандартной дисковой утилитой восстановить его не удалось. Скорее всего диск повредился из-за падения. 

Так как с утилитами для восстановления hdd я не имел дела, попробовал воткнуть диск через SATA-USB адаптер к компьютеру с Windows, благо там с софтом для восстановления я был знаком хорошо. На мое удивление R-Studio без проблем нашел раздел на побитом маковском диске, и 50 гигабайт драгоценных фотографий подруги были спасены. Попытка вытащить фотографии с помощью любимого Ontrack Easy Recovery обломались, так как данная утилита поддерживает только файловые системы, идеалогически близкие к Windows.

HDD был заменен на SSD объёмом 120 ГБ родом из конторы Silicone Power. Старый WD на 500 ГБ ушел в утиль. Дальше началась эпопея с установкой OS X на голый диск. Сначала в мою голову пришла мысль поставить Mavericks. Сделал загрузочную флешку, но процесс не пошел, выкидывая то одни, то другие ошибки. Не учел я двух вещей. Первое - то, что OS X Mavericks нельзя поставить на пустой диск компьютера, который этого Маверикса в глаза не видел. На данном Маке  с момента его покупки стояла OS X 10.7, и за три года никаких апдейтов девушка не ставила. Соответственно, первой нужно было установить родную 10.7, а затем делать апгрейд до 10.9. Не учел я и еще одного, но это выяснилось позже. Идем пока по порядку. 


Самый простой способ установить операционку OS X - это воспользоваться режимом восстановления через Интернет. Загружаем чистый Мак в режиме восстановления, подключаем его к wifi, он качает себе установочный образ с серверов Apple, устанавливает, и в результате мы имеем рабочую систему, готовлю ко всему. 

Второй способ - воспользоваться флешкой с предварительно созданным загрузочным образом операционной системы. Тогда нам не нужен Интернет, и установка пойдет гораздо быстрее, если не учитывать время, затраченное на создание самой флешки. 

Логично было начать с первого способа, но это только в теории. Раньше у меня подобные операции проходили на ура, но этот Мак оказался особенным. При попытке запуска восстановления по сети вылетала ошибка. Гугление конкретного рецепта не давало. Кто-то советовал менять wifi-роутер, через который происходила загрузка файлов. Не помогло. Вообще, советов на эту тему много, вплоть до стука в бубен. А дело было в том, что я еще не учел необходимости выставить корректное системное время, из-за чего нормальная связь с серверами Apple не могла быть установлена. Подобные симптомы я встречал, когда на машинах с windows сыпались ошибки при попытке обновить операционную систему или антивирусное ПО. В общем пришлось лезть в терминал, выставлять корректное время, после чего восстановление всё-таки было запущено. Но радость была преждевременной. Хитрая программа восстановления потребовала предъявить ей Apple ID, к которому был привязан ноутбук. Начались выяснения, которые привели к тому, что Apple ID хозяйки ноутбука не подходил. Видимо, не она сама первоначально была прописана в системе, а кто-то на пути от магазина в США до ее заботливых рук. А компания Apple из соображений безопасности не отвязывает свою технику, полностью полагаясь в данном вопросе на адекватность и осведомленность пользователей. В общем, “легкий” способ не сработал. Поехали дальше.

Рутрекер помог мне создать загрузочную флешку с 10.7 на борту, и я приступил к реализации второго способа установки OS X на чистый диск. Бонус этого способа не только в скорости установки и отсутствии необходимости подключения к Сети, но и еще в том, что никакого Apple ID никто не просит. Минут за 10-15 система встала, приятно удивила быстродействием, и попросила повышения до Mavericks. Спорить я не стал.

В итоге я все-таки получил шустрый обновленный Макбук, который теперь предстояло проверить на стабильность работы., дабы выявить те самопроизвольные перезагрузки, о которых говорила хозяйка. Самый простой вариант - запустить что-то энергоёмкое, например игру на flash, да по-тяжелее. Мои tankionline.com подошли и вскоре система разогрелась до предела, зависла, попутно издавая громкие прерывистые звуки. 3 звука, пауза, 3 звука, и т.д. Помогало только жесткое выключение. Иногда зависаний не было, а происходила автоматическая перезагрузка. 

Выводов в такой ситуации может быть несколько: 
  • Неисправная тепловая трубка; 
  • Неисправность видеочипа; 
  • Неисправность материнской платы. 

Для дальнейших упражнений ноутбук был передан в руки более опытных товарищей-железячников. Диагноз пока не вынесли, остается только ждать.

Промежуточные выводы:

  • Я впервые разобрал Макбук, и внутри там всё оказалось так же красиво, как и снаружи, разбирается очень просто и удобно;
  • SSD - реально самый дешевый способ разогнать свою систему, вне зависимости от операционной системы. Убедился уже много раз;
  • Меня удивило обилие жалоб на модели данного года выпуска и различные варианты решения данной проблемы - кому-то помогала смена оперативной памяти, кто-то выявлял дефект непосредственно в слоте памяти, кому-то пришлось менять материнскую плату, а некоторым не помогло ничего из вышеперечисленного. Тут я понял, что Apple Care - далеко не бесполезная вещь;
  • В плане возможностей восстановления операционной системы OS X для меня оказалась на первом месте среди других операционных систем. Microsoft до этого не дорос ни морально, ни технически. Про остальные даже вспоминать бесполезно;
  • Еще я осознал, что богатый опыт общения с ПК плохо проецируется на Mac. И это интересно, ибо есть что изучать, узнавая что-то новое.
Stay tuned!

Комментариев нет:

Отправить комментарий